ГБОУ "Школа №51 г.о. Донецк"
Город Донецк, ДНР
  • Профилактика "буллинга", "кибербуллинга"

    Предупреждение и профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, проявлений экстремизма, жестокого и агрессивного поведения, "буллинга", "кибербуллинга", суицидального поведения.
    Профилактика "буллинга", "кибербуллинга".
    К скрытому (маскированному) суицидальному поведению прибегают те лица, которые понимают, что покончить жизнь самоубийством – неверный шаг для преодоления трудностей, однако иными вариантами решить проблемы они не могут. Такое поведение включает: увлечение экстремальными видами спорта, рискованный скоростной пилотаж на автомобиле, добровольное участие в военных конфликтах, опасные для жизни путешествия и походы, злоупотребление алкоголем или наркотическая зависимость. Можно утверждать, что «замаскированные» суициденты стремятся ощутить вкус риска и сознательно балансируют по лезвию ножа, причем, чем больше убеждений и уговоров следует в их адрес, тем сильнее и осмысленнее становится их желание. Психотерапевтическое лечение лиц из этой группы – длительное и довольно сложное.
    Особенное внимание необходимо уделять тем лицам, которые в прошлом уже совершали суицидальные попытки, имеют депрессивную или аффективно-лабильную конституцию и страдают психическими патологиями. Исследования Международной Ассоциации Предупреждения Суицида (International Association for Suicide Prevention), проводимые со второй половины прошлого века, показали, что от 20% до 50% жертв свершенных самоубийств делали попытки покончить жизнью в прошлом.
    Среди основных причин суицида выделяют генетическую предрасположенность, низкий уровень жизни в семье, потеря близкого родственника, проблемы в семейных отношениях, психологические и физические травмы, полученные в детском возрасте, алкоголизм и наркотическая зависимость и т.д.

    Психогигиеническая профилактика суицидального поведения является сегодня одной из базисных задач современного общества. Существуют первичные мероприятия и вторичные меры по предупреждению возникновения суицидальных попыток.

    Первичная профилактика суицидального поведения включает:

    совершенствование уровня социальной жизни людей;
    воспитание позитивно ориентированной личности;
    ликвидацию социальных условий, провоцирующих возникновение самоубийственных намерений и порождающих выработку суицидальных намерений.
    С целью воплощения в жизнь мер по вторичной профилактике суицидальных действий разработана программа профилактики суицидального поведения, включающая:

    выявление факторов риска, провоцирующих суицидальные наклонности;
    разделение категорий профилактического учета по группам, которые отвечают определенным формам анормального (девиантного) поведения;
    раннее выявление особ с нервно-психическими патологиями;
    коррекционное воздействие выявленных недугов и патологий психики.
    Большинство современных суицидологов сходится во мнении, что комплексная работа по профилактике суицидального поведения должна быть непременно устремлена на решение следующих базисных задач:
    - своевременное обнаружение и устранение состояний, которые несут потенциальную опасность самоубийства;
    - раннее распознавание среди определенных категорий населения суицидальных тенденций;
    - лечение постсуицидальных состояний;
    - регистрация самоубийств и учет попыток;
    - социально-трудовая реадаптация;
    - проведение среди населения масштабной психогигиенической работы.

    Упреждающие меры по распознаванию кибербуллинга могут способствовать смягчению конфликта и препятствуют его распространению.
    По каким признакам можно понять, что среди обучающихся класса возможна ситуация кибербуллинга:
    ‒ анонимность e-mail: ученики имеют возможность со своего почтового адреса писать оскорбительные письма другим людям анонимно и бесплатно. Стоит учитывать тот факт, что анонимные почтовые ящики зачастую используются для травли других учеников;
    ‒ ухудшение психологического климата в классе: если отношения между учениками в классе накаляются, количество конфликтов увеличивается, то это является почвой для появления кибербуллинга;
    ‒ разрыв дружеских связей: чаще наблюдается у девочек, когда жертвой кибертеррора становится подруга, против которой используется личная информация, полученная на этапе близких отношений;
    ‒ атмосфера школьных мероприятий может служить хорошим показателем качества отношений, в том числе кибербуллинга среди учеников класса. В течение различных экскурсионных поездок, праздников,
    конкурсов и прочего становится видно, насколько сплочен класс и где проходит «линия надлома» межличностных внутригрупповых отношений.
    Психологические причины проявления кибербуллинга среди несовершеннолетних

    К психологическим причинам проявления насилия в среде интернеттехнологий можно отнести:
    ‒ страх: боязнь стать жертвой буллинга заставляет примкнуть к активной группе, которая и оказывается агрессором;
    ‒ авторитет: потребность быть на виду у всех, привлечь внимание;
    ‒ конфликты: чаще межнациональные. Различия культур сразу могут вызвать вражду. Данные конфликты делятся на подвиды по различному признаку, например, языку, внешности, традициям;
    ‒ скука: зачастую лишь от безделья и скуки подростки, не зная, чем себя занять, начинают разрушать свою виртуальную репутацию, к примеру, негативным комментированием чьей-либо фотографии;
    ‒ сила: демонстрация своей силы наряду с другими факторами может выступать причиной нападок в сети. У каждого человека есть потребность показать свое превосходство, но у каждого человека это проявляется в разной мере и разными способами;
    ‒ комплекс неполноценности: есть вероятность стать объектом насмешек из-за чувства своей ущербности. Также есть возможность «уклоняться» от комплекса или проецировать его на другого человека посредством кибербуллинга;
    – личностный кризис: причиной кибербуллинга могут послужить как разрыв дружбы, так и разрыв любовных отношений, чувство зависти и ненависти.
    Можно определить следующие шаги при обнаружении факта кибербуллинга в классе:
    1) связаться с родителями участников травли;
    2) провести беседы с подростками по данной проблеме;
    3) совершенствовать собственные знания в области медиакомпетенций, передавая их обучающимся.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике