
Особенное внимание необходимо уделять тем лицам, которые в прошлом уже совершали суицидальные попытки, имеют депрессивную или аффективно-лабильную конституцию и страдают психическими патологиями. Исследования Международной Ассоциации Предупреждения Суицида (International Association for Suicide Prevention), проводимые со второй половины прошлого века, показали, что от 20% до 50% жертв свершенных самоубийств делали попытки покончить жизнью в прошлом.
Среди основных причин суицида выделяют генетическую предрасположенность, низкий уровень жизни в семье, потеря близкого родственника, проблемы в семейных отношениях, психологические и физические травмы, полученные в детском возрасте, алкоголизм и наркотическая зависимость и т.д.
Психогигиеническая профилактика суицидального поведения является сегодня одной из базисных задач современного общества. Существуют первичные мероприятия и вторичные меры по предупреждению возникновения суицидальных попыток.
Первичная профилактика суицидального поведения включает:
совершенствование уровня социальной жизни людей;
воспитание позитивно ориентированной личности;
ликвидацию социальных условий, провоцирующих возникновение самоубийственных намерений и порождающих выработку суицидальных намерений.
С целью воплощения в жизнь мер по вторичной профилактике суицидальных действий разработана программа профилактики суицидального поведения, включающая:
выявление факторов риска, провоцирующих суицидальные наклонности;
разделение категорий профилактического учета по группам, которые отвечают определенным формам анормального (девиантного) поведения;
раннее выявление особ с нервно-психическими патологиями;
коррекционное воздействие выявленных недугов и патологий психики.
Большинство современных суицидологов сходится во мнении, что комплексная работа по профилактике суицидального поведения должна быть непременно устремлена на решение следующих базисных задач:
- своевременное обнаружение и устранение состояний, которые несут потенциальную опасность самоубийства;
- раннее распознавание среди определенных категорий населения суицидальных тенденций;
- лечение постсуицидальных состояний;
- регистрация самоубийств и учет попыток;
- социально-трудовая реадаптация;
- проведение среди населения масштабной психогигиенической работы.
Упреждающие меры по распознаванию кибербуллинга могут способствовать смягчению конфликта и препятствуют его распространению.
По каким признакам можно понять, что среди обучающихся класса возможна ситуация кибербуллинга:
‒ анонимность e-mail: ученики имеют возможность со своего почтового адреса писать оскорбительные письма другим людям анонимно и бесплатно. Стоит учитывать тот факт, что анонимные почтовые ящики зачастую используются для травли других учеников;
‒ ухудшение психологического климата в классе: если отношения между учениками в классе накаляются, количество конфликтов увеличивается, то это является почвой для появления кибербуллинга;
‒ разрыв дружеских связей: чаще наблюдается у девочек, когда жертвой кибертеррора становится подруга, против которой используется личная информация, полученная на этапе близких отношений;
‒ атмосфера школьных мероприятий может служить хорошим показателем качества отношений, в том числе кибербуллинга среди учеников класса. В течение различных экскурсионных поездок, праздников,
конкурсов и прочего становится видно, насколько сплочен класс и где проходит «линия надлома» межличностных внутригрупповых отношений.
Психологические причины проявления кибербуллинга среди несовершеннолетних
К психологическим причинам проявления насилия в среде интернеттехнологий можно отнести:
‒ страх: боязнь стать жертвой буллинга заставляет примкнуть к активной группе, которая и оказывается агрессором;
‒ авторитет: потребность быть на виду у всех, привлечь внимание;
‒ конфликты: чаще межнациональные. Различия культур сразу могут вызвать вражду. Данные конфликты делятся на подвиды по различному признаку, например, языку, внешности, традициям;
‒ скука: зачастую лишь от безделья и скуки подростки, не зная, чем себя занять, начинают разрушать свою виртуальную репутацию, к примеру, негативным комментированием чьей-либо фотографии;
‒ сила: демонстрация своей силы наряду с другими факторами может выступать причиной нападок в сети. У каждого человека есть потребность показать свое превосходство, но у каждого человека это проявляется в разной мере и разными способами;
‒ комплекс неполноценности: есть вероятность стать объектом насмешек из-за чувства своей ущербности. Также есть возможность «уклоняться» от комплекса или проецировать его на другого человека посредством кибербуллинга;
– личностный кризис: причиной кибербуллинга могут послужить как разрыв дружбы, так и разрыв любовных отношений, чувство зависти и ненависти.
Можно определить следующие шаги при обнаружении факта кибербуллинга в классе:
1) связаться с родителями участников травли;
2) провести беседы с подростками по данной проблеме;
3) совершенствовать собственные знания в области медиакомпетенций, передавая их обучающимся.